Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящих

Функциональная грамотность. Исследования PISA-2022

Международные исследования качества образования PISA в 2022 году. Функциональная грамотность

 Международная программа по оценке образовательных достижений, учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является сравнительным мониторинговым исследованием качества общего образования и осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development).

 Согласно программным документам целью исследования выступает оценка уровня овладения 15-летними учащимися знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе. В рамках мониторинга осуществляется оценка образовательных достижений учащихся, а также изучается влияние на результаты обучения различных социокультурных, экономических и психологических факторов.
    Исследование образовательных достижений учащихся проводится раз в три года по трем основным направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность. Особое внимание уделяется оценке овладения учащимися общеучебными умениями. В каждом цикле исследования одно из направлений является основным. В 2022 году это будет креативное мышление. 

Суть исследования и его организаторы

     
PISA – аббревиатура от Programme for International Student Assessment, что переводится как «Международная программа по оценке образовательных достижений учеников». Она представляет собой мероприятие, которое проводят для оценки уровня школьного образования и соответствия знаний современных детей.

Что оценивается?
    
В ходе программы PISA оценивается грамотность учеников, которую анализируют в трех главных областях: математике, естественных науках и читательской. Но это не главное: в первую очередь смотрят, как пятнадцатилетние школьники умеют применять свои школьные знания в повседневности для выполнения множества задач в разных областях жизни: в сфере финансов, степени интегрированности в социум и преодолении разного рода препятствий.
 1.     Читательская грамотность – под ней подразумевается, насколько хорошо ученик может воспринимать и понимать информацию в тексте, размышлять о сведениях, которые получает, и помогает ли ему чтение в достижении своих целей. Также расценивается, насколько он эрудирован, может ли взаимодействовать с обществом других людей.
 2.     Математическая грамотность – расценивается, способен ли учащийся мыслить математически, формулировать, интерпретировать и использовать математику для того, чтобы решать задачи не только в теории, но и в жизни. Это широкий показатель, охватывающий процедуры, факты и термины, понятия, инструменты для объяснений, описания и даже прогнозирования отдельных явлений. Эта грамотность дает возможность понимать главную роль математики в жизни, принимать правильные решения, совершать логичные действия.
 3.     Естественнонаучная грамотность – ее можно воспринимать как способность человека к активной гражданской позиции в естественных науках, увлечению идеями естественнонаучных областей. В наши дни важно, чтобы человек понимал и мог объяснить явления, интерпретировал доказательства и данные, мог планировать и оценивать исследования, принимал участие в обсуждении проблем, наиболее актуальных в мировом масштабе.
 Помимо трех перечисленных присутствует четвертое направление – как правило, каждый год оно разное. К примеру, в 2012 году дополнительной темой изучения была финансовая грамотность, в 2015 рассматривалось решение проблем, а в 2018 – глобальные компетенции.
 Дополнительной темой исследования PISA-2022 же будет креативное мышление. Почему именно оно вошло в международное оценивание 2022 года? Очень просто: в современном мире ценится нестандартный творческий подход во всех областях деятельности.

  Особенности проведения PISA в 2022 году 

          Проверка включает в себя:
 1.     тесты по всем четырем предметным областям на компьютере – времени на ответы дается два часа.

Тестовые задания бывают двух типов:
Стандартные – обыкновенные задания, в которых описывают проблемы и вопросы.
Интерактивные – задания с интерактивными материалами, оформленные в виде компьютерной симуляции. Можно сравнить это с компьютерной игрой: тестируемый будто бы оказывается в виртуальной реальности, где ему приходится решать ситуации, так похожие на реальные. Во время подобных тестов ученику задаются вопросы, предполагающие разного рода варианты ответа и дальнейшие действия.
Все эти задания могут проводиться в разном формате: можно выбирать один или несколько правильных ответов, как в стандартных тестах, а можно дать конкретный ответ, объясненный максимально подробно, порой требуя от ученика решения конкретной проблемы.
 2.     анкета для школьников, в которую входят вопросы о личном опыте, статусе, отношении к образованию, знанию финансовых вопросов, умении коммуницировать и пользоваться информацией – всего на заполнение анкеты дается сорок девять минут;
 3.     анкета для преподавателей или руководителей, необходимая для выявления факторов, определяющих разность в системах образования стран-участников.
  Помимо всего прочего, в дополнении есть анкеты для родителей и финансовые вопросы к администрации. Решать тест и анкету школьники могут последовательно или в разные дни – как посчитают нужным.
 

Нормативно-правовые документы по организации работы по повышению,  формированию и оценке функциональной грамотности

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО"

Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» 

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности» 

Муниципальный план мероприятийнаправленных на формирование и оценку функциональной грамотности  обучающихся  общеобразовательных организаций МО «Холмогорский муниципальный район» на 2022-2023 учебный год

 Приказ о назначении ответственного за вопросы формирования функциональной грамотности в МАОУ «Холмогорская СШ» №272-ов от 09.09.2022 г.

План мероприятий МАОУ «Холмогорская СШ», направленных на формирование функциональной грамотности

Презентация «Подготовка к проведению регионального исследования по модели PISA-2022"
Руководство по проведению PISA
  

Методические материалы по функциональной грамотности

 1.   Вебинар «Организация методической работы по формированию функциональной грамотности в образовательной организации» https://www.youtube.com/watch?v=Owm8vziWXCU

2.  Семинар «Функциональная грамотность и Федеральные государственные образовательные стандарты: требования к результатам обучения https://youtu.be/OJP6afuhacw

3.   Лекция  «Основы финансовой грамотности в школе: как сделать уроки полезными и интересными» https://youtu.be/xjCm-L9KhE

4. Семинар «Опыт регионов по формированию и развитию функциональной грамотности https://youtu.be/xjCm-L9KhE

5. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы. Методическое пособие 

6.  Методическое сопровождение процесса формирования математической грамотности в системе общего образования (22.12.2021)

7.  Памятка «Как повысить функциональную грамотность учеников»

8.  Тест «Компетенции учителя по формированию функциональной грамотности учеников»: Яндекс учебник   https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv2/test/start-3/

Полезные ссылки
·   Федеральный институт оценки качества образования
·   Организация экономического содружества и развития (ОЭСР) — разработчик PISA
·   Проведение исследования PISA-2018 в России
· Системный проект «Совершенствование механизмов повышения функциональной грамотности обучающихся» (ПРОСВЕЩЕНИЕ)
·   Сайт АСОУ, «УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО» 
·   Готовность учителей к обучению школьников, участвующих в международном исследовании PISA
·   Московский государственный областной университет


  Познакомиться с образцами заданий Вы можете:
· Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач https://monitoring.spbcokoit.ru/library/100/10120/
·  http://fg.resh.edu.ru
·  Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
· Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
· Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
·  Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
·  Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
·  Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
·  Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
· Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
·  Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.re

sh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.

·  Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

· Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

·  Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства  «Просвещение»